Аутизм или расстройства аутистического синдрома (РАС) – это неврологическое расстройство, влияющее на развитие социальных и коммуникативных навыков у детей. Чтобы помочь детям с диагнозом РАС полноценно развиваться, педагоги-дефектологи, психологи, логопеды, совместно с родителями должны использовать различные методы терапии.
Поведенческая. ABA-терапия (прикладной анализ поведения) - один из наиболее эффективных методов для детей с РАС. Использует методы поощрения положительного поведения и уменьшения нежелательного, чтобы помочь детям развивать социальные и коммуникативные навыки. Для её проведения используются устройства для управления поведением с обратной связью.
Речевая. Играет важную роль в развитии коммуникативных навыков. Методы речевой терапии могут включать использование устройств для альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), которые помогают детям выражать свои мысли и чувства через ситуационные картинки или фразы.
Физическая. Для детей с РАС важно развивать координацию движений и моторику. Физическая терапия включает в себя использование специальных упражнений, а также оборудования для улучшения двигательных навыков детей, например, гимнастические мячи, батуты, лестницы.
Сенсорная. Дети с аутизмом могут испытывать чувствительность к определенным осязательным или зрительным стимулам. Сенсорная терапия использует массажные кресла, вибрационные плиты, другие устройства, помогающие регулировать свои чувства, улучшать восприятие окружающего мира.
Технологическая. Компьютерные технологии помогают улучшить коммуникативные навыки и развить способности в области обучения. Специальное интерактивное оборудование, сенсорные доски, планшеты, программируемые игрушки, также используются для развития когнитивных навыков.
Важно подбирать методы терапии и оборудование с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития и обучения.